06 октября 2023 адвокат Белолипецкий А.А. ответил на вопросы граждан в ходе дистанционного приема, который был организован Региональной общественной приемной Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Д.А. Медведева в Воронежской области.
Среди обсуждаемых гражданами тем, были вопросы по законодательству о защите прав потребителей и по семейному законодательству.
Среди обсуждаемых гражданами тем, были вопросы по законодательству о защите прав потребителей и по семейному законодательству.
ВОПРОС № 1, поступивший от жительницы р.п. Рамонь:
Заявитель обратилась по вопросу о правилах приобретения субсидированного билета в кассах Аэрофлота в г. Воронеже для ее мужа. Она пояснила, что ее супруг работает вахтовым методом в г. Магадане. Предъявленные документы - паспорт, где записаны дети, копии свидетельства о рождении детей, где указан отец детей, адресная справка из паспортного стола, удостоверение многодетной семьи Воронежской области не приняты в качестве подтверждения статуса многодетного отца. Как подтвердить документально статус многодетного отца, чтобы воспользоваться льготой на покупку субсидированного билета на самолет?
Заявитель обратилась по вопросу о правилах приобретения субсидированного билета в кассах Аэрофлота в г. Воронеже для ее мужа. Она пояснила, что ее супруг работает вахтовым методом в г. Магадане. Предъявленные документы - паспорт, где записаны дети, копии свидетельства о рождении детей, где указан отец детей, адресная справка из паспортного стола, удостоверение многодетной семьи Воронежской области не приняты в качестве подтверждения статуса многодетного отца. Как подтвердить документально статус многодетного отца, чтобы воспользоваться льготой на покупку субсидированного билета на самолет?
ОТВЕТ:
Воздушные перевозки пассажиров по специальному тарифу регулируются Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2018 г. N 215 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).
Пункт 3 Правил предоставления субсидий определяет «пассажира» в том числе как лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, - в отношении маршрутов, предусмотренных приложениями N 1, 3 и 4 к настоящим Правилам.
Приложение N 1 включает в себя маршруты в г. Магадан, в частности:
Магадан - Москва – Магадан
Магадан - Санкт-Петербург - Магадан
В соответствии с пп. «и» п. 16 Правил предоставления субсидий (в редакции от 30 января 2021 г.), предусмотрено, что оформление билетов по специальному тарифу лицу, имеющему удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи, осуществляется при предъявлении документа установленного образца.
При этом Правила предполагают ограничения по количеству билетов – не более 4 штук в год. ПАО «Аэрофлот» разъясняет:
«При обращении пассажира за приобретением авиабилетов по субсидированным маршрутам сверх установленного количества, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 N 2478 договор воздушной перевозки не подлежит заключению.
При оформлении билета пассажир предоставляет заверение ПАО «Аэрофлот» в том, что он и каждое лицо, на имя которого оформлены авиабилеты в бронировании имеет право на оформление билета по специальному тарифу с учетом ограничения на оформление каждым пассажиром в течение календарного года до 4 билетов в одном направлении или 2 билетов в направлении туда и обратно, или 2 билетов в одном направлении и одного билета в направлении туда и обратно на перевозки в течение календарного года.»
Таким образом, имеет место нарушение прав потребителя, которое может быть разрешено в претензионном, административном либо судебном порядке.
Органы, куда можно обратиться с жалобой на авиакомпанию:
1) Сначала – обратиться с официальной претензией в саму авиакомпанию.
2) Если перевозчик нарушает нормы, прописанные в договоре, а также права гражданина как потребителя, можно подать жалобу в Роспотребнадзор.
3) Контроль за работой авиакомпаний осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта - Росавиация. Подать жалобу в него можно при возникновении любых проблем, связанных с перемещением как внутри страны, так и за ее пределами.
4) Если действия сотрудников авиакомпании нарушают нормы Гражданского, Уголовного кодекса РФ, пассажир понес убытки, можно подать заявление в прокуратуру.
5) Обращение в суд требуется, если гражданин хочет получить компенсацию вреда, стоимости билетов, неустойку. Иск подается по месту проживания пассажира или регистрации перевозчика. Если цена иска менее 50 000 рублей стоит обращаться в мировой суд. При превышении стоимости данного показателя заявление направляется в районный суд.
6) Общество защиты прав потребителей или в органы адвокатуры, которые занимаются вопросами, связанными с нарушением потребительских прав. Эта некоммерческая общественная организация имеет представительства во всех регионах страны. Но можно обратиться не только в территориальное отделение, но и Межрегиональное общество.
Воздушные перевозки пассажиров по специальному тарифу регулируются Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2018 г. N 215 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).
Пункт 3 Правил предоставления субсидий определяет «пассажира» в том числе как лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, - в отношении маршрутов, предусмотренных приложениями N 1, 3 и 4 к настоящим Правилам.
Приложение N 1 включает в себя маршруты в г. Магадан, в частности:
Магадан - Москва – Магадан
Магадан - Санкт-Петербург - Магадан
В соответствии с пп. «и» п. 16 Правил предоставления субсидий (в редакции от 30 января 2021 г.), предусмотрено, что оформление билетов по специальному тарифу лицу, имеющему удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи, осуществляется при предъявлении документа установленного образца.
При этом Правила предполагают ограничения по количеству билетов – не более 4 штук в год. ПАО «Аэрофлот» разъясняет:
«При обращении пассажира за приобретением авиабилетов по субсидированным маршрутам сверх установленного количества, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 N 2478 договор воздушной перевозки не подлежит заключению.
При оформлении билета пассажир предоставляет заверение ПАО «Аэрофлот» в том, что он и каждое лицо, на имя которого оформлены авиабилеты в бронировании имеет право на оформление билета по специальному тарифу с учетом ограничения на оформление каждым пассажиром в течение календарного года до 4 билетов в одном направлении или 2 билетов в направлении туда и обратно, или 2 билетов в одном направлении и одного билета в направлении туда и обратно на перевозки в течение календарного года.»
Таким образом, имеет место нарушение прав потребителя, которое может быть разрешено в претензионном, административном либо судебном порядке.
Органы, куда можно обратиться с жалобой на авиакомпанию:
1) Сначала – обратиться с официальной претензией в саму авиакомпанию.
2) Если перевозчик нарушает нормы, прописанные в договоре, а также права гражданина как потребителя, можно подать жалобу в Роспотребнадзор.
3) Контроль за работой авиакомпаний осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта - Росавиация. Подать жалобу в него можно при возникновении любых проблем, связанных с перемещением как внутри страны, так и за ее пределами.
4) Если действия сотрудников авиакомпании нарушают нормы Гражданского, Уголовного кодекса РФ, пассажир понес убытки, можно подать заявление в прокуратуру.
5) Обращение в суд требуется, если гражданин хочет получить компенсацию вреда, стоимости билетов, неустойку. Иск подается по месту проживания пассажира или регистрации перевозчика. Если цена иска менее 50 000 рублей стоит обращаться в мировой суд. При превышении стоимости данного показателя заявление направляется в районный суд.
6) Общество защиты прав потребителей или в органы адвокатуры, которые занимаются вопросами, связанными с нарушением потребительских прав. Эта некоммерческая общественная организация имеет представительства во всех регионах страны. Но можно обратиться не только в территориальное отделение, но и Межрегиональное общество.
ВОПРОС № 2, поступивший от жительницы с. Березово:
Кто будет являться законным представителем ребенка, относящегося к категории детей-сирот, воспитывающегося в интернатном учреждении, при его поступлении в профессиональные образовательные учреждения до достижения им полной дееспособности (18 лет)?
Кто будет являться законным представителем ребенка, относящегося к категории детей-сирот, воспитывающегося в интернатном учреждении, при его поступлении в профессиональные образовательные учреждения до достижения им полной дееспособности (18 лет)?
ОТВЕТ:
Законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители или попечители (ст. 26 ГК РФ).
Согласно ст. 35 ГК РФ недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
При этом, согласно п. 4 ст. 35 ГК РФ исполнения обязанностей опекунов или попечителей возлагается в том числе на образовательные организации, в случае помещения несовершеннолетних в них под надзор.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ГК РФ права и обязанности опекунов и попечителей над несовершеннолетними определяются семейным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
Как следует из письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.08.2010 года № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительства в отношении несовершеннолетних» термин «помещение под надзор» используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В связи с этим к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
а) образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
б) медицинские организации, осуществляющие деятельность по содержанию, воспитанию и (или) образованию и оказанию медицинской помощи детям раннего возраста (дома ребенка);
в) стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Положение), которым установлен перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.
Продолжая положения ст. 35 ГК РФ, часть 5 статьи 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определяет, что опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ дети-сироты могут помещаться под надзор в образовательные организации, законом не запрещается возлагать на такие организации функции опекуна или попечителя, если из устава такой образовательной организации следует, что на нее возложены функции по представительству и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, их содержание, воспитание и ответственность за них.
Из системного анализа указанных норм следует, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести образовательные организации, в том числе образовательные учреждения любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.
Если учредительные документы образовательного учреждения не предполагают обязанности по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей, то подлежит применению ч. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ: по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
При этом письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. N 06-369 "О направлении рекомендаций" разъясняет, что учитывая практическую сложность реализации пункта 4 статьи 155.1 Семейного кодекса РФ, органам опеки и попечительства рекомендуется решать вопрос о назначении выпускникам учреждений для детей-сирот в возрасте до 18 лет попечителей, в том числе на возмездной основе.
Таким образом, при поступлении выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет в образовательное учреждение, в том числе учреждение профессионального образования, функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях. Орган опеки и попечительства должен решить вопрос о назначении таким детям попечителей, в том числе на возмездной основе, либо возложить права и обязанности опекуна на соответствующую образовательную организацию.
Законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители или попечители (ст. 26 ГК РФ).
Согласно ст. 35 ГК РФ недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
При этом, согласно п. 4 ст. 35 ГК РФ исполнения обязанностей опекунов или попечителей возлагается в том числе на образовательные организации, в случае помещения несовершеннолетних в них под надзор.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ГК РФ права и обязанности опекунов и попечителей над несовершеннолетними определяются семейным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
Как следует из письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.08.2010 года № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительства в отношении несовершеннолетних» термин «помещение под надзор» используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В связи с этим к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
а) образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
б) медицинские организации, осуществляющие деятельность по содержанию, воспитанию и (или) образованию и оказанию медицинской помощи детям раннего возраста (дома ребенка);
в) стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Положение), которым установлен перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.
Продолжая положения ст. 35 ГК РФ, часть 5 статьи 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определяет, что опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ дети-сироты могут помещаться под надзор в образовательные организации, законом не запрещается возлагать на такие организации функции опекуна или попечителя, если из устава такой образовательной организации следует, что на нее возложены функции по представительству и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, их содержание, воспитание и ответственность за них.
Из системного анализа указанных норм следует, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести образовательные организации, в том числе образовательные учреждения любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.
Если учредительные документы образовательного учреждения не предполагают обязанности по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей, то подлежит применению ч. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ: по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
При этом письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. N 06-369 "О направлении рекомендаций" разъясняет, что учитывая практическую сложность реализации пункта 4 статьи 155.1 Семейного кодекса РФ, органам опеки и попечительства рекомендуется решать вопрос о назначении выпускникам учреждений для детей-сирот в возрасте до 18 лет попечителей, в том числе на возмездной основе.
Таким образом, при поступлении выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет в образовательное учреждение, в том числе учреждение профессионального образования, функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях. Орган опеки и попечительства должен решить вопрос о назначении таким детям попечителей, в том числе на возмездной основе, либо возложить права и обязанности опекуна на соответствующую образовательную организацию.